ПАНК В РОССИИ 90-ых: ПРОТЕСТ ИЛИ ТОВАР?
Что мне действительно нравится в панке - кто бы, что бы про
него ни писал - все это неправильно. |
Anscombe and Blair |
Панк - это чрезвычайно сложное культурное явление, главным императивом
которого изначально было разрушение всевозможных стереотипов и рамок.
Он представляет собой не просто музыкальный стиль - панк-рок, а определенную
форму цивилизации, предполагающую систему ценностей, тип поведения,
эстетическую программу, как и большинство других молодежных субкультур
(металлистов, рэперов и др.), которые формировались вокруг некоего музыкального
течения (металлисты -металл, рэперы - рэп), разрабатывая свою идейную
платформу и образ жизни. Панк-культура конституировалась как движение
протестного типа, с ярко выраженной направленностью против истеблишмента,
против господствующей культуры, против массового суррогата. Таким образом,
панк являлся и является контркультурой. "Я абсолютно убежден, что
панк/хардкор может быть силой для социального пробуждения, а, возможно,
и изменения, внося конкретные перемены в жизнь многих молодых людей",
- считает Феликс Хэвок, деятель современного американского панк/хардкор
движения. - "Музыка и тексты заставляют тебя задумываться, выбирать
и, прежде всего, - действовать.
Несколько замечаний об этимологии слова "панк".
Изначально
оно имело негативные коннотации. В кратком оксфордском словаре английского
языка "панк" обозначает: - устар. уличная девка (1596);
- амер. гнилое дерево или древесная плесень, используемая в сухом виде
для разжигания костров; трут, гнилушка (1707)16.
В англо-русском словаре Мюллера В.К. (М., 2000) слову " punk " даются
следующие русские эквиваленты:
- никчемный человек;
- что-л. ненужное, никчемное, чепуха;
-амер. панк, "подонок", шпана;
-амер. пассивный гомосексуалист;
-амер. неопытный юнец, простофиля;
- гнилое дерево, гнилушка, гнилье, трут; - attr . плохой.
В середине XX века слово "панк" было американским
сленговым термином, обозначающим определенные молодежные группы на социальном
дне, такие как бродяги ( hoboes ) и черные заключенные-гомосексуалы.
(Британским эквивалентом могло быть слово " bugger " - "педик").
Что касается музыки, этот термин впервые был применен к так называемому "гаражному
року" (1964-1967) - музыкальному молодежному течению в США, вдохновленному
британскими группами типа " Beatles " и " Rolling Stones " (например,
группы " Sonics ", " Seeds " и др.). Позже он был
прикреплен к другому дерзкому музыкальному направлению, появившемуся
в Нью-Йорке в 1973-74 годах (" Ramones ", " Television ", " New
York Dolls "," Patty Smith Group " и др.). И, наконец,
это название дали бунтарским английским группам 1976-1978 гг. (наиболее
известные - " Sex Pistols ", " Clash ", " Damned ", " Alternative
TV ", " X - Ray Spex ") журналисты, которые думали, что
обнаружили ключевые моменты сходства между этими музыкантами и нью-йоркцами.
Таким образом, изначально слово "панк" в значении 'гниль'
было использовано как метафора по отношению к американским группам,
которые затрагивали в своих песнях табуированнные темы и вели себя максимально
непристойно. Так, Лу Рид, лидер легендарной нью-йоркской группы " Velvet
Underground " в пору расцвета культуры хиппи (1966-1968) и лозунгов
типа "непротивления злу насилием" пел о половых извращениях,
растущем потреблении наркотиков, социальном отчуждении, жестокости общества,
полной безысходности и разочаровании в будущем среди молодежи. Вокалист
группы " The Stooges ", представителей нью-йоркского панка
первой половины 1970-х, Игги Поп (настоящее имя - James Jewel Osterberg
) бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны на сцене
во время концерта или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны.
Для распространения панка в Англии были более серьезные причины, чем
в США. В середине 1970-х в Америке не было тех условий, которые спровоцировали
контркультуру 1960-х ("новые левые", хиппи, битники, йиппи17
и др.). В Великобритании же 1970-ые - это время самой большой молодежной
безработицы -такая была еще только до войны. Мировой энергетический кризис,
повлекший за собой экономические трудности, еще более ухудшил и без того
далекое от благополучия положение молодежи. Это способствовало нагнетанию
атмосферы социальной безысходности и духовной бесперспективности, что
обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений
отчаяния и обреченности, которые не могли найти выражения в пацифистской,
неагрессивной субкультуре хиппи. Именно этот момент, по мнению Теда Полимуса,
стал объединяющим для панк-субкультуры, несмотря на ее социальную разнородность: "Панки
не были (как принято считать) сплошь жители трущоб из рабочего класса.
Кое-кто был, но большинство - ребята из среднего класса, даже из пригородов.
Их всех объединяла ненависть к хиппи", "вялым, ленивым и скучным".
Еще одной важной предпосылкой появления панка было изменение статуса
рока, который к середине 1970-х из музыки детей-бунтарей превратился
в "музыку для родителей". Иными словами, рок в большинстве
своем утратил свои контркультурные качества и стал продуктом массовой
культуры. Рок приносил колоссальные прибыли продюсерам, исполнителям,
музыкальным корпорациям. Успех и богатство изолировали рокгруппы от
простой молодежи. Теперь это были недоступные кумиры "развлекатели",
приезжавшие на концерты в роскошных лимузинах под охраной полиции.
Панки резко порвали с этой традицией. В основном, панк-диски делались
быстро и дешево, в маленьких звукозаписывающих студиях. Панк-группы не
заключали контрактов с мэйджор-лейблами (крупными звукозаписывающими
компаниями) дистрибьютировались независимыми фирмами. Панк противостоял
коммерческой музыке двумя путями: во-первых, он бойкотировал крупные
звукозаписывающие корпорации, во-вторых, демифологизировал сам процесс
создания музыки, провозгласив "это может делать каждый!" "Профессионализм
считался внешним атрибутом коммерческого рока... Слова "звезда" и "слава" были
анафемой для панков". Эта позиция начала формировать целую идейно-эстетическую
программу и образ жизни, опирающиеся на принцип DIY (сокр. от англ. " Do
It Yourself - "Сделай сам"). Его суть заключается в утверждении
автономного существования, максимально независимого от коммерческих
и государственных структур. Таким образом, панк явился новым витком контркультуры,
противопоставив себя господствующей и массовой культуре, продуктами
которой к середине 1970-х стали протестные явления 1960-х.
Однако буквально за несколько месяцев СМИ сумели свести
панк-стиль к стереотипу. " Media - Punk " был чем-то вроде
вируса, распространяемого каждой газетой, журналом и телевизионными
передачами, спешащими предупредить мир об "угрозе панка. Тем не
менее, контркультурная сердцевина панка оказалась настолько крепкой,
что это движение продолжало развиваться, сохраняя свою "анти-системную" суть.
В 1970-е "настоящий" панк
так и не стал продуктом массовой культуры, потому что прекрасно обходился
без коммерческих структур, опираясь на принцип DIY .
Именно первая волна панка в Великобритании (1976-1978)
считается панк-эрой и рассматривается большинством исследователей. В
ней, на наш взгляд, можно выделить две основные тенденции. Во-первых,
существовало "ядро" панка
- среда, в которой провозглашенные лозунги были центром мировоззрения
и социального действия. Эту среду можно с уверенностью отнести к явлению
контркультуры, к протестному образованию. С другой стороны, происходит
симулякризация панка, появляются псевдо-панки, использующие язык субкультуры,
ее стиль, но игнорирующие ее идейное содержание. Цель таких культурных
образований - зарабатывание денег и имплицитное профанирование панка.
В этом случае их можно определить как явления массовой культуры (товар).
Третья тенденция в панк-субкультуре наметилась на рубеже 1970-80-х.
Панк становится все более политизированным. Панк-группы играют концерты
в защиту прав животных и против фашизма. Внутри субкультуры появляется
новое молодежное движение - хардкор ( hardcore ). Как и другие движения,
оно формируется вокруг музыкального стиля - жесткой, быстрой, агрессивной
и, как правило, политизированной музыки, где вокалист часто не поет,
а выкрикивает тексты. Хардкор и панк соявляют на сегодняшний день единую
DIY -культуру (обозначаемую панк/хардкор) и знаменуют собой логический
переход панк-движения на Западе от полного нигилизма к позитивной.
В отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция
на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как
протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие
явления советского андеграунда, он испытывал на себе западное влияние,
хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.
Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский
Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии,
а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся
западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки " Sex Pistols ", " Clash " и
других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по "Голосу
Америки", ВВС с Севой Новгородцевым , читали советские журналы и
газеты, которые не пре минули откликнуться на появление нового молодежного
течения как "нароста на гниющем теле буржуазной культуры",
как "отрыжки капитализма".
Если рок-музыка в СССР была в подполье, то панк был ": подполье
подполья". Он уже являлся контркультурой в силу своей запрещенности
и противостоял Системе, неся новые ценности, а не бунт и протест подобно
английским панкам. Как сказал А. Дидуров: "слишком глубоко в толще
народной жизни лежал, пульсировал, наращивался корень этой традиции (русской
песенной культуры. - О.А.) нашего искусства, в нем бродили соки блатного
и тюремного фольклора, песенного мотива беспризорников, фабрично-заводская
струя и дворовая, как люмпен-пролетариатская, так и подростковая. Вот
эти «силы сложились в мощь, с какой пробил асфальт и брусчатку наших
политических и экономических центров фонтан панк рока". И если на
раннем этапе существования панка за всем этим стояла глубокая саморефлексия,
то, когда панк стал "спускаться в массы", демократизировался,
произошла его профанация. Панк превратился в красочный ярлык и нашел "благодатную
почву" для своего существования в лице такого явления, как "гопничество".
Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное
течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными
корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные
прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то
противопоставить себя официозу. Панк представлял собой, как совершенно
справедливо заметила Светлана Ельчанинова (организатор некоммерческого
клуба им. Джерри Рубина в Москве), - "не столько музыкальное течение,
сколько общественно-интеллектуальное". В СССР панк являлся контркультурой
уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял Системе, даже если
в панк песнях не было прямого политического протеста. С 1987 года тоталитарные
механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по нашему мнению,
внесла в этот процесс большой вклад, будучи носителем иной ценностной
парадигмы. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка:
разрушив Систему, он оказался в сложной ситуации - против чего бороться
("когда все можно")? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры
с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния
в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической
ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры
в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи,
потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.
В 1990-е годы, в России происходит переход от тоталитарного режима
к совершенно другому типу цивилизации, который может абсорбировать все
ему противостоящие (или пытающиеся противостоять) явления культуры.
Западные ценности и характер культуры (в том числе и массовой) начинают
активно внедряться на российскую почву. С конца 1980-х годов рушится
монополия "Мелодии" на выпуск грампластинок, начинают образовываться "доморощенные" фирмы
звукозаписи, открываются разноплановые (в том числе музыкальные) радиостанции.
В 1996 году появляется такая форма музыкальной массовой культуры, как
МУЗ ТВ, в 1998 - MTV . Таким образом, если в 1980-х годах рок-культура
(а тем более панк) являлась "элитарным" искусством - в смысле
доступной лишь единицам по всей многомиллионной стране (в силу своей
запретности), то в 1990-х происходит коммерциализация рок-музыки и она
начинает активно тиражироваться, став типичным продуктом массовой культуры.
Музыка делается ради денег и навязывается рекламой и различными формами
музыкальных СМИ. Таким образом, в условиях рыночной экономики музыкальная
композиция становится продуктом, товаром, приносящим иногда колоссальную
прибыль.
Здесь мы хотели бы отметить последний, на наш взгляд, самобытный феномен
в отечественном панке - "гробоманию" (популярность омской группы "Гражданская
оборона"). Пик этого явления приходится на 1992-1996 годы, когда
главными кумирами российских "панков" были группы "Гражданская
оборона" и британские " Sex Pistols " и " The Exploited ".
Социальный аспект "гробомании" проявлялся в том, что подростки
по всей России слушали "Егорушку" и впитывали его идеи. Это,
безусловно, касается не всех поклонников "Гражданки", но большая
часть их воспринимала панк как нечто духовное (что отличало его от всей
другой музыки). Они не знали точно, что такое панк. Из-за отсутствия
информации им не на что было ориентироваться и они создавали свой собственный
образ на основе усвоенных идей. Основным принципом (на их языке) было
- "Я панк, значит, мне все по х...". Причем не в смысле безразличного
отношения ко всему, а в смысле свободы, духовной и "ситуационной". "Мы
могли делать все, что угодно, - вспоминает Лена Земскова, студентка РГГУ,
о своей "панковской" жизни в подмосковной деревне в 1994-95
гг. - Мы чувствовали, что мы не такие, как все, мы хотели быть не такими,
как все". "Гражданская оборона" была для них "маленьким
спасением жизни" и источником новых ценностей, именно от "Гражданки" они
впитывали в себя идеи разрушения Системы.
Другое проявление "гробомании" нашло себе выражение в музыке.
Под влиянием "Гр.Об." возникает целая генерация панк-групп
по всей России. Идеи "сибирского панка" творчески преломлялись
в их песнях. Они использовали основные темы текстов Егора Летова:
- суицид:
" Гроб - мой дом, Земля - моя постель, Смерть - моя радость, Жизнь
- моя боль. Мне больно!" (группа "Патология")
- критика общества:
" Все лучшее - детям! все святыни - народу!
Гармоничные люди идут на работу.
Гармоничные дяди, гармоничные тети,
Все снаружи святы, а внутри вы гниете!"
( группа "Растущее сопротивление")
С середины 1990-х российская панк-сцена начинает ориентироваться
на соответствующие западные идеалы -идолы: " Green Day " и
прочие калифорнийские поп-панк-группы. (В лице таких групп, как например,
московские "Тараканы!" и
питерский "Король и шут").
В российском панк-роке 1990-х почти нет идей (тогда как на Западе панк
- это прежде всего идейная музыка), а те, которые были, нивелируются.
Большинство групп повторяют одни и те же стереотипы - "сдирают" с
одного и того же западного образца.
Несколько слов о социальном аспекте современной "панк-культуры" в
России (ситуация на 2000-2001 гг.) Мы бы выделили два основных типа "сезонных
панков":
- Панк как мода. Основной принцип: "утром - студент, вечером -
панк". К этой категории "панков" мы бы отнесли подростков,
которые смотрят MTV , слушают модные коммерческие радиостанции, покупают "модные
прикиды". Они знают, что сейчас верхние строчки хит-парадов занимают "панк-группы" " Offspring ", " Blink
182" и др. и стремятся не отставать от моды. (Хотя сейчас эта тенденция
постепенно начала утрачивать свои позиции в связи с появлением новых
кумиров молодежи).
- Отбросы.
Для большинства юных "панков" ("пионеров")
России панк - это "говно". Масс-медиа крепко вбили в их головы
и общества в целом стереотип панка - "человек с гребнем, который
должен ходить грязным, копаться в помойке, нажраться водки и облеваться".
Для них - "Король и шут", " The Exploited ", "Гражданская
оборона", "Тараканы!" -явления абсолютно одного порядка.
Основными "панк-принципами" для них являются: "делай,
что хочешь" и "мама - анархия, папа - стакан портвейна".
Необходимо отметить, такие феномены "среднероссийского" панка,
как "аск" (попрошайничество) и "помойки" (где можно
найти что-нибудь полезное или вкусное), непосредственно связанные с
социально-экономической неустроенностью подростков. Проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы
(выборка - 100 человек), мы часто получали такие характеристики панков,
как "шизофреническая категория", "может, со своими убеждениями,
но психически больные люди", "невоспитанный, легкомысленный
народ" и панка как "молодежного сдвига по фазе". Некоторые
респонденты отмечали в качестве отличительной черты панков - "гребешки".
Мы пришли к выводу, что большинство обычных людей в Москве (а в других
городах и селах России и подавно) не разбирается в нюансах молодежных
субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или
хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное - "агрессивные,
наркоманы, алкоголики". Этот образ панка, созданный СМИ, активно
подтверждается самими панками ("пионерами"), черпающими свою "эстетику
и идеи" из масс-медиа.
Таким образом, массовое представление о панке совпало с тем, что мы
охарактеризовали как "отбросы".
С середины 1990-х в России начинается формирование новой генерации панк-явлений.
Она представлена такими феноменами, как фэнзины, акции, группы, личное
бойкотирование определенных продуктов и явлений Системы и т.п. Это достаточно
узкий круг людей, которые знают друг друга лично и являются активными
деятелями - все они выпускают зины, играют в группах и т.д. Многие являются
стрэйт-эйджерами, большинство - вегетарианцами или веганами.
Существует несколько центров DIY -культуры в России -г. Москва, г. Санкт-Петербург,
г. Волжский Волгоградской области , г. Киров, г. Татарск, г. Нижнекамск
(Татарстан), Краснодарский край, где издаются панк/хардкор фэнзины,
функционируют панк/хардкор DIY группы, предпринимаются попытки создать
собственные лейблы, системы дистрибьюции. Эти DIY -центры представляют
собой 5-10 человек-энтузиастов, которые является подлинными ценителями
этой музыки, заказывают ее из-за рубежа, издают фэнзины, играют в группах,
придерживаются определенных принципов, участвуют в акциях (экологических,
в защиту прав животных, антиглобалистских и др.). И вокруг них небольшой
круг людей (50-100), посещающих концерты этих групп, приобщенные к
этой культуре, но ничего не делающие для ее развития в России.
Теперь задумаемся о том, насколько DIY панк/хардкор является контркультурной
и возможно ли сейчас, в эпоху постпостмодерна, всеобщей глобализации
и неолиберализации, существование контркультуры.
Самобытность советского панка и его контркультурность были вытеснены
новыми реалиями постсоветской России, механизмами технического и идеологического "насилия".
Если в 1980-е панк был очень важным элементом отечественной контркультуры,
то в настоящий момент он представляет собой феномен, который не является
в большинстве своем ни коммерческим, ни контркультурным .
Западные по своему происхождению структуры противостояния начинают
создаваться в России со второй половины 1990-х, но не получают значительного
распространения в связи с особенностями ее социально-политического и
экономического состояния, а также по причине некоторой внутренней замкнутости
самой DIY панк-культуры. Несут протест лишь очень немногие группы (принадлежащие
DIY панк-культуре), и могут рассматриваться скорее как исключения".
Некоторые называющие себя "панк"-группы хотели бы быть товаром.
Они мечтают оказаться на месте " Offspring " и пр. западных
идолов, пытаются продаться, но это пока не очень хорошо получается. Большинство
же групп продолжают инертно повторять в миллионный раз затертые панк-клише
о протесте, хотя за этим уже давно ничего не стоит.
Попытка словаря употребляемых молодежью терминов ( по материалам
статьи)
Бочка -
самый низкочастотный барабан (бас-барабан) ударной установки.
" Бочка" в электронной музыке - эффект, который изображает
короткий резкий удар низкого звука.
Гопничество - социальное явление отечественной
действительности, неустоявшийся термин, являвшийся в 1980 синонимом
слову "любера", "патриотическое
молодежное движение", поставившее себе цель бороться с девиантами
(неформалами, рокерами) - 1986-89гг., в 1990-ые - неким обобщенным образом
юного обывателя, "бычка". Гопники - мелкие хулиганы, ПТУшники
или нищие подростки, только что окончившие школу и не знающие куда себя
деть, поэтому пьющие во дворе с друзьями, такими же неприспособленными
и никому не нужными (ни государству, ни даже собственным родителям).
Дрэды (от англ. dread - locks ) - прическа, представляющая
собой сваленные-спутанные пряди волос.
"Кислотные" цвета (англ.
acid colors ) - яркие, насыщенные цвета (например, фиолетовый, оранжевый).
Пирсинг (англ. piercing ) - прокалывание и ношение
сережек в различных частях тела.
рэп (от англ. rap - удар) - одно из
современных музыкальных течений. Изначально (пока на него не обратила
внимания массовая культура и воротилы шоу-бизнеса) уличная корневая "музыка" чернокожих
американских подростков, где вокалист читает тексты речитативом под барабаны.
Первым термин "рэп" употребил DJ из Бронкса Африка Бамбаатаа
в конце 1-х. Одними из первооткрывателей стиля были нью-йоркцы '' Suger
Hill которые выпустили свой первый альбом " Rapper ' s Delight " в
1979 году. Наиболее известные представители рэпа - нью-йоркцы " Onix ", " Public
Enemy ", " Wu - tang Clan ", лос-анжельцы "2-рас.
Стрэйт - эдж (straight
edge - англ . "прямой путь", сокращенно обозначается SxE )
- персональный выбор "не пить, не курить, не употреблять наркотиков,
отказ от беспорядочных половых связей" -" don ' t drink , don
' t smoke , no drugs , don ' t fuck ". Стрэйт-эдж как образ жизни
вышел из субкультуры и музыкального течения хардкор. На Западе с середины
1990-х появляется крайняя форма стрэйт-эджа ( Hard Line ), сравниваемая
другими представителями SxE с фашизмом. Приверженцы этого движения являются
сторонникми применения физической силы по отношению к людям, которые
придерживаются иных взглядов (которые курят, пьют алкоголь, едят продукты
животного происхождения и т.д.). В последнее время немецкие хард-лайнеры
начали сближение с исламским фундаментализмом. В Европе появилась тенденция
налаживания связей между Hard Line и неонацистскими организациями. См
. статью Dominik & Teddy. Что такое straight edge? // In a Free Land
( фэнзин ). СПб., 1999. №1. Декабрь.
Техно - жесткая музыка (резкие звуки, равномерная
бочка), из которой вышли многие стили электронной музыки (например, хардкор,
брейк-бит и др.). Термин появился в начале 1980-х. Во второй половине
1980-х его употребили детройтские DJh , создав музыку именуемую сейчас
во всем мире словом техно. В России в этом стиле играют петербургские
DJh Лена Попова, Слон, Косинус, Демидов, московские DJh Кубиков, Fish
, Spider , Ухо и др.
По материалам: Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар//Философские
науки. – 2003. №4, №5 |