PUNK! (и немножко панк рока, как неизбежное)  




1)
Панк - это чрезвычайно сложное культурное явление, главным императивом которого изначально было разрушение всевозможных стереотипов и рамок. Он представляет собой не просто музыкальный стиль - панк-рок, а определенную форму цивилизации, предполагающую систему ценностей, тип поведения, эстетическую программу, как и большинство других молодежных субкультур (металлистов, рэперов и др.), которые формировались вокруг некоего музыкального течения (металлисты -металл, рэперы - рэп), разрабатывая свою идейную платформу и образ жизни.


ПАНК В РОССИИ 90-ых: ПРОТЕСТ ИЛИ ТОВАР?

Что мне действительно нравится в панке - кто бы, что бы про него ни писал - все это неправильно.
Anscombe and Blair

 

 

 

Панк - это чрезвычайно сложное культурное явление, глав­ным императивом которого изначально было разрушение все­возможных стереотипов и рамок. Он представляет собой не про­сто музыкальный стиль - панк-рок, а определенную форму ци­вилизации, предполагающую систему ценностей, тип поведения, эстетическую программу, как и большинство других молодеж­ных субкультур (металлистов, рэперов и др.), которые формировались вокруг некоего музыкального течения (металлисты -металл, рэперы - рэп), разрабатывая свою идейную платформу и образ жизни. Панк-культура конституировалась как движе­ние протестного типа, с ярко выраженной направленностью против истеблишмента, против господствующей культуры, про­тив массового суррогата. Таким образом, панк являлся и являет­ся контркультурой. "Я абсолютно убежден, что панк/хардкор может быть силой для социального пробуждения, а, возможно, и изменения, внося конкретные перемены в жизнь многих моло­дых людей", - считает Феликс Хэвок, деятель современного аме­риканского панк/хардкор движения. - "Музыка и тексты застав­ляют тебя задумываться, выбирать и, прежде всего, - действовать.

Несколько замечаний об этимологии слова "панк".

Изначально оно имело негативные коннотации. В кратком оксфорд­ском словаре английского языка "панк" обозначает:

- устар. уличная девка (1596);

- амер. гнилое дерево или древесная плесень, используемая в сухом виде для разжигания костров; трут, гнилушка (1707)16.

В англо-русском словаре Мюллера В.К. (М., 2000) слову " punk " даются следующие русские эквиваленты:

- никчемный человек;

- что-л. ненужное, никчемное, чепуха;

-амер. панк, "подонок", шпана;

-амер. пассивный гомосексуалист;

-амер. неопытный юнец, простофиля;

- гнилое дерево, гнилушка, гнилье, трут; - attr . плохой.

В середине XX века слово "панк" было американским сленговым термином, обозначающим определенные молодежные группы на социальном дне, такие как бродяги ( hoboes ) и черные заключенные-гомосексуалы. (Британским эквивалентом могло быть слово " bugger " - "педик").

Что касается музыки, этот термин впервые был применен к так называемому "гаражному року" (1964-1967) - музыкальному молодежному течению в США, вдохновленному британскими группами типа " Beatles " и " Rolling Stones " (например, группы " Sonics ", " Seeds " и др.). Позже он был прикреплен к другому дер­зкому музыкальному направлению, появившемуся в Нью-Йорке в 1973-74 годах (" Ramones ", " Television ", " New York Dolls "," Patty Smith Group " и др.). И, наконец, это название дали бунтарским английским группам 1976-1978 гг. (наиболее известные - " Sex Pistols ", " Clash ", " Damned ", " Alternative TV ", " X - Ray Spex ") жур­налисты, которые думали, что обнаружили ключевые моменты сходства между этими музыкантами и нью-йоркцами.

Таким образом, изначально слово "панк" в значении 'гниль' было использовано как метафора по отношению к американс­ким группам, которые затрагивали в своих песнях табуированнные темы и вели себя максимально непристойно. Так, Лу Рид, лидер легендарной нью-йоркской группы " Velvet Underground " в пору расцвета культуры хиппи (1966-1968) и лозунгов типа "не­противления злу насилием" пел о половых извращениях, растущем потреблении наркотиков, социальном отчуждении, жесто­кости общества, полной безысходности и разочаровании в буду­щем среди молодежи. Вокалист группы " The Stooges ", предста­вителей нью-йоркского панка первой половины 1970-х, Игги Поп (настоящее имя - James Jewel Osterberg ) бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны на сцене во время концер­та или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны.

Для распространения панка в Англии были более серьезные причины, чем в США. В середине 1970-х в Америке не было тех условий, которые спровоцировали контркультуру 1960-х ("новые левые", хиппи, битники, йиппи17 и др.). В Великобритании же 1970-ые - это время самой большой молодежной безработицы -такая была еще только до войны. Мировой энергетический кри­зис, повлекший за собой экономические трудности, еще более ухудшил и без того далекое от благополучия положение молоде­жи. Это способствовало нагнетанию атмосферы социальной бе­зысходности и духовной бесперспективности, что обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настрое­ний отчаяния и обреченности, которые не могли найти выраже­ния в пацифистской, неагрессивной субкультуре хиппи. Именно этот момент, по мнению Теда Полимуса, стал объединяющим для панк-субкультуры, несмотря на ее социальную разнородность: "Панки не были (как принято считать) сплошь жители трущоб из рабочего класса. Кое-кто был, но большинство - ребята из сред­него класса, даже из пригородов. Их всех объединяла ненависть к хиппи", "вялым, ленивым и скучным".

Еще одной важной предпосылкой появления панка было изменение статуса рока, который к середине 1970-х из музыки детей-бунтарей превратился в "музыку для родителей". Иными словами, рок в большинстве своем утратил свои контркультур­ные качества и стал продуктом массовой культуры. Рок прино­сил колоссальные прибыли продюсерам, исполнителям, музы­кальным корпорациям. Успех и богатство изолировали рокгруппы от простой молодежи. Теперь это были недоступные кумиры "развлекатели", приезжавшие на концерты в роскошных лимузинах под охраной полиции.

Панки резко порвали с этой традицией. В основном, панк-диски делались быстро и дешево, в маленьких звукозаписывающих студиях. Панк-группы не заключали контрактов с мэйджор-лейблами (крупными звукозаписывающими компаниями) дистрибьютировались независимыми фирмами. Панк противостоял коммерческой музыке двумя путями: во-первых, он бой­котировал крупные звукозаписывающие корпорации, во-вто­рых, демифологизировал сам процесс создания музыки, провоз­гласив "это может делать каждый!" "Профессионализм считал­ся внешним атрибутом коммерческого рока... Слова "звезда" и "слава" были анафемой для панков". Эта позиция начала фор­мировать целую идейно-эстетическую программу и образ жиз­ни, опирающиеся на принцип DIY (сокр. от англ. " Do It Yourself - "Сделай сам"). Его суть заключается в утверждении автономного существования, максимально независимого от ком­мерческих и государственных структур. Таким образом, панк явился новым витком контркультуры, противопоставив себя гос­подствующей и массовой культуре, продуктами которой к сере­дине 1970-х стали протестные явления 1960-х.

Однако буквально за несколько месяцев СМИ сумели свести панк-стиль к стереотипу. " Media - Punk " был чем-то вроде вируса, распространяемого каждой газетой, журналом и телевизионными передачами, спешащими предупредить мир об "угрозе панка. Тем не менее, контркультурная сердцевина панка оказалась настолько крепкой, что это движение продолжало развиваться, сохраняя свою "анти-системную" суть. В 1970-е "настоящий" панк так и не стал продуктом массовой культуры, потому что прекрасно обходился без ком­мерческих структур, опираясь на принцип DIY .

Именно первая волна панка в Великобритании (1976-1978) считается панк-эрой и рассматривается большинством исследо­вателей. В ней, на наш взгляд, можно выделить две основные тенденции. Во-первых, существовало "ядро" панка - среда, в ко­торой провозглашенные лозунги были центром мировоззрения и социального действия. Эту среду можно с уверенностью отне­сти к явлению контркультуры, к протестному образованию. С другой стороны, происходит симулякризация панка, появля­ются псевдо-панки, использующие язык субкультуры, ее стиль, но игнорирующие ее идейное содержание. Цель таких культурных образований - зарабатывание денег и имплицитное профанирование панка. В этом случае их можно определить как явле­ния массовой культуры (товар).

Третья тенденция в панк-субкультуре наметилась на рубе­же 1970-80-х. Панк становится все более политизированным. Панк-группы играют концерты в защиту прав животных и про­тив фашизма. Внутри субкультуры появляется новое молодеж­ное движение - хардкор ( hardcore ). Как и другие движения, оно формируется вокруг музыкального стиля - жесткой, быстрой, аг­рессивной и, как правило, политизированной музыки, где вокалист часто не поет, а выкрикивает тексты. Хардкор и панк соявляют на сегодняшний день единую DIY -культуру (обозначаемую панк/хардкор) и знаменуют собой логический переход панк-движения на Западе от полного нигилизма к позитивной.

В отличие от английского панка, возникшего как естествен­ная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышле­ния. Безусловно, как и многие другие явления советского андеграунда, он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки " Sex Pistols ", " Clash " и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по "Голосу Америки", ВВС с Севой Новгородцевым , читали советские журналы и газеты, которые не пре минули откликнуться на появление нового молодежного течения как "нароста на гниющем теле буржуазной культуры", как "отрыжки капитализма".

Если рок-музыка в СССР была в подполье, то панк был ": подполье подполья". Он уже являлся контркультурой в силу своей запрещенности и противостоял Системе, неся новые ценности, а не бунт и протест подобно английским панкам. Как сказал А. Дидуров: "слишком глубоко в толще народной жизни лежал, пульсировал, наращивался корень этой традиции (русской песенной культуры. - О.А.) нашего искусства, в нем бродили соки блатного и тюремного фольклора, песенного мотива беспризорников, фабрично-заводская струя и дворовая, как люмпен-пролетариатская, так и подростковая. Вот эти «силы сложились в мощь, с какой пробил асфальт и брусчатку наших политических и экономических центров фонтан панк рока". И если на раннем этапе существования панка за всем этим стояла глубокая саморефлексия, то, когда панк стал "спускаться в массы", демократизировался, произошла его профанация. Панк превратился в красочный ярлык и нашел "благодатную почву" для своего существования в лице такого явления, как "гопничество".

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, перепле­тала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные прежде всего не подража­тельством, а желанием самовыразиться и как-то противопоста­вить себя официозу. Панк представлял собой, как совершенно справедливо заметила Светлана Ельчанинова (организатор не­коммерческого клуба им. Джерри Рубина в Москве), - "не столько музыкальное течение, сколько общественно-интеллектуальное". В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял Системе, даже если в панк песнях не было прямого политического протеста. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по нашему мнению, внесла в этот процесс большой вклад, будучи носителем иной ценностной парадигмы. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: разрушив Си­стему, он оказался в сложной ситуации - против чего бороться ("когда все можно")? Вслед за тем панк теряет свой статус контр­культуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

В 1990-е годы, в России происходит переход от тотали­тарного режима к совершенно другому типу цивилизации, ко­торый может абсорбировать все ему противостоящие (или пы­тающиеся противостоять) явления культуры. Западные ценно­сти и характер культуры (в том числе и массовой) начинают активно внедряться на российскую почву. С конца 1980-х го­дов рушится монополия "Мелодии" на выпуск грампластинок, начинают образовываться "доморощенные" фирмы звукоза­писи, открываются разноплановые (в том числе музыкальные) радиостанции. В 1996 году появляется такая форма музыкаль­ной массовой культуры, как МУЗ ТВ, в 1998 - MTV . Таким образом, если в 1980-х годах рок-культура (а тем более панк) являлась "элитарным" искусством - в смысле доступной лишь единицам по всей многомиллионной стране (в силу своей запретности), то в 1990-х происходит коммерциализация рок-му­зыки и она начинает активно тиражироваться, став типичным продуктом массовой культуры. Музыка делается ради денег и навязывается рекламой и различными формами музыкальных СМИ. Таким образом, в условиях рыночной экономики музы­кальная композиция становится продуктом, товаром, прино­сящим иногда колоссальную прибыль.

Здесь мы хотели бы отметить последний, на наш взгляд, самобытный феномен в отечественном панке - "гробоманию" (популярность омской группы "Гражданская оборона"). Пик этого явления приходится на 1992-1996 годы, когда главны­ми кумирами российских "панков" были группы "Гражданс­кая оборона" и британские " Sex Pistols " и " The Exploited ". Социальный аспект "гробомании" проявлялся в том, что под­ростки по всей России слушали "Егорушку" и впитывали его идеи. Это, безусловно, касается не всех поклонников "Граж­данки", но большая часть их воспринимала панк как нечто духовное (что отличало его от всей другой музыки). Они не знали точно, что такое панк. Из-за отсутствия информации им не на что было ориентироваться и они создавали свой собствен­ный образ на основе усвоенных идей. Основным принципом (на их языке) было - "Я панк, значит, мне все по х...". Причем не в смысле безразличного отношения ко всему, а в смысле сво­боды, духовной и "ситуационной". "Мы могли делать все, что угодно, - вспоминает Лена Земскова, студентка РГГУ, о своей "панковской" жизни в подмосковной деревне в 1994-95 гг. - Мы чувствовали, что мы не такие, как все, мы хотели быть не такими, как все". "Гражданская оборона" была для них "ма­леньким спасением жизни" и источником новых ценностей, именно от "Гражданки" они впитывали в себя идеи разруше­ния Системы.

Другое проявление "гробомании" нашло себе выражение в музыке. Под влиянием "Гр.Об." возникает целая генерация панк-групп по всей России. Идеи "сибирского панка" твор­чески преломлялись в их песнях. Они использовали основные темы текстов Егора Летова:

- суицид:

" Гроб - мой дом, Земля - моя постель, Смерть - моя радость, Жизнь - моя боль. Мне больно!" (группа "Патология")

- критика общества:

" Все лучшее - детям! все святыни - народу!

Гармоничные люди идут на работу.

Гармоничные дяди, гармоничные тети,

Все снаружи святы, а внутри вы гниете!"

( группа "Растущее сопротивление")

С середины 1990-х российская панк-сцена начинает ориентироваться на соответствующие западные идеалы -идолы: " Green Day " и прочие калифорнийские поп-панк-группы. (В лице таких групп, как например, московские "Тараканы!" и питерский "Король и шут").

В российском панк-роке 1990-х почти нет идей (тогда как на Западе панк - это прежде всего идейная музыка), а те, кото­рые были, нивелируются. Большинство групп повторяют одни и те же стереотипы - "сдирают" с одного и того же западного образца.

Несколько слов о социальном аспекте современной "панк-культуры" в России (ситуация на 2000-2001 гг.) Мы бы выделили два основных типа "сезонных панков":

- Панк как мода. Основной принцип: "утром - студент, вечером - панк". К этой категории "панков" мы бы отнесли подростков, которые смотрят MTV , слушают модные коммер­ческие радиостанции, покупают "модные прикиды". Они знают, что сейчас верхние строчки хит-парадов занимают "панк-группы" " Offspring ", " Blink 182" и др. и стремятся не отста­вать от моды. (Хотя сейчас эта тенденция постепенно начала утрачивать свои позиции в связи с появлением новых кумиров молодежи).

- Отбросы.

Для большинства юных "панков" ("пионеров") России панк - это "говно". Масс-медиа крепко вбили в их го­ловы и общества в целом стереотип панка - "человек с греб­нем, который должен ходить грязным, копаться в помойке, на­жраться водки и облеваться". Для них - "Король и шут", " The Exploited ", "Гражданская оборона", "Тараканы!" -явления аб­солютно одного порядка. Основными "панк-принципами" для них являются: "делай, что хочешь" и "мама - анархия, папа - стакан портвейна". Необходимо отметить, такие феномены "среднероссийского" панка, как "аск" (попрошайничество) и "помойки" (где можно найти что-нибудь полезное или вкус­ное), непосредственно связанные с социально-экономической неустроенностью подростков.

Проводя социологический опрос среди разных слоев на­селения г. Москвы (выборка - 100 человек), мы часто получа­ли такие характеристики панков, как "шизофреническая кате­гория", "может, со своими убеждениями, но психически боль­ные люди", "невоспитанный, легкомысленный народ" и пан­ка как "молодежного сдвига по фазе". Некоторые респонден­ты отмечали в качестве отличительной черты панков - "гре­бешки". Мы пришли к выводу, что большинство обычных людей в Москве (а в других городах и селах России и подавно) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное - "аг­рессивные, наркоманы, алкоголики". Этот образ панка, создан­ный СМИ, активно подтверждается самими панками ("пионе­рами"), черпающими свою "эстетику и идеи" из масс-медиа.

Таким образом, массовое представление о панке совпало с тем, что мы охарактеризовали как "отбросы".

С середины 1990-х в России начинается формирование новой генерации панк-явлений. Она представлена такими феномена­ми, как фэнзины, акции, группы, личное бойкотирование оп­ределенных продуктов и явлений Системы и т.п. Это достаточно узкий круг людей, которые знают друг друга лично и являются активными деятелями - все они выпускают зины, играют в группах и т.д. Многие являются стрэйт-эйджерами, большинство - вегетарианцами или веганами.

Существует несколько центров DIY -культуры в России -г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Волжский Волгоградской об­ласти , г. Киров, г. Татарск, г. Нижнекамск (Татарстан), Крас­нодарский край, где издаются панк/хардкор фэнзины, функ­ционируют панк/хардкор DIY группы, предпринимаются по­пытки создать собственные лейблы, системы дистрибьюции. Эти DIY -центры представляют собой 5-10 человек-энтузиастов, которые является подлинными ценителями этой музыки, заказывают ее из-за рубежа, издают фэнзины, играют в группах, придерживаются определенных принципов, уча­ствуют в акциях (экологических, в защиту прав животных, антиглобалистских и др.). И вокруг них небольшой круг лю­дей (50-100), посещающих концерты этих групп, приобщен­ные к этой культуре, но ничего не делающие для ее развития в России.

Теперь задумаемся о том, насколько DIY панк/хардкор является контркультурной и возможно ли сейчас, в эпоху по­стпостмодерна, всеобщей глобализации и неолиберализации, существование контркультуры.

Самобытность советского панка и его контркультурность были вытеснены новыми реалиями постсоветской России, ме­ханизмами технического и идеологического "насилия". Если в 1980-е панк был очень важным элементом отече­ственной контркультуры, то в настоящий момент он представ­ляет собой феномен, который не является в большинстве своем ни коммерческим, ни контркультурным .

Западные по своему происхождению структуры противо­стояния начинают создаваться в России со второй половины 1990-х, но не получают значительного распространения в свя­зи с особенностями ее социально-политического и экономи­ческого состояния, а также по причине некоторой внутренней замкнутости самой DIY панк-культуры. Несут протест лишь очень немногие группы (принадлежащие DIY панк-культуре), и могут рассматриваться скорее как исключения". Некоторые называющие себя "панк"-группы хотели бы быть товаром. Они мечтают оказаться на месте " Offspring " и пр. западных идолов, пытаются продаться, но это пока не очень хорошо получается. Большинство же групп продолжа­ют инертно повторять в миллионный раз затертые панк-кли­ше о протесте, хотя за этим уже давно ничего не стоит.

Попытка словаря употребляемых молодежью терминов ( по материалам статьи)

Бочка - самый низкочастотный барабан (бас-барабан) ударной установки.

" Бочка" в электронной музыке - эффект, который изображает короткий резкий удар низкого звука.

Гопничество - социальное явление отечественной действительности, неустоявшийся термин, являвшийся в 1980 синонимом слову "любера", "патриотическое молодежное движение", поставившее себе цель бороться с девиантами (неформалами, рокерами) - 1986-89гг., в 1990-ые - неким обобщенным образом юного обывателя, "бычка". Гопники - мелкие хулиганы, ПТУшники или нищие подростки, только что окончившие школу и не знающие куда себя деть, поэтому пьющие во дворе с друзьями, такими же неприспособленными и никому не нужными (ни государству, ни даже собственным родителям).

Дрэды (от англ. dread - locks ) - прическа, представляющая собой сваленные-спутанные пряди волос.

"Кислотные" цвета (англ. acid colors ) - яркие, насыщенные цвета (например, фиолетовый, оранжевый).

Пирсинг (англ. piercing ) - прокалывание и ношение сережек в различных частях тела.

рэп (от англ. rap - удар) - одно из современных музыкальных течений. Изначально (пока на него не обратила внимания массовая культура и воротилы шоу-бизнеса) уличная корневая "музыка" чернокожих американских подростков, где вокалист читает тексты речитативом под барабаны. Первым термин "рэп" употребил DJ из Бронкса Африка Бамбаатаа в конце 1-х. Одними из первооткрывателей стиля были нью-йоркцы '' Suger Hill которые выпустили свой первый альбом " Rapper ' s Delight " в 1979 году. Наиболее известные представители рэпа - нью-йоркцы " Onix ", " Public Enemy ", " Wu - tang Clan ", лос-анжельцы "2-рас.

Стрэйт - эдж (straight edge - англ . "прямой путь", сокращенно обозначается SxE ) - персональный выбор "не пить, не курить, не употреблять наркотиков, отказ от беспорядочных половых связей" -" don ' t drink , don ' t smoke , no drugs , don ' t fuck ". Стрэйт-эдж как образ жизни вышел из субкультуры и музыкального течения хардкор. На Западе с середины 1990-х появляется крайняя форма стрэйт-эджа ( Hard Line ), сравниваемая другими представителями SxE с фашизмом. Приверженцы этого движения являются сторонник­ми применения физической силы по отношению к людям, которые придерживаются иных взглядов (которые курят, пьют алкоголь, едят продукты животного происхождения и т.д.). В последнее время немецкие хард-лайнеры начали сближение с исламс­ким фундаментализмом. В Европе появилась тенденция налажи­вания связей между Hard Line и неонацистскими организациями. См . статью Dominik & Teddy. Что такое straight edge? // In a Free Land ( фэнзин ). СПб., 1999. №1. Декабрь.

Техно - жесткая музыка (резкие звуки, равномерная бочка), из которой вышли многие стили электронной музыки (например, хардкор, брейк-бит и др.). Термин появился в начале 1980-х. Во второй половине 1980-х его употребили детройтские DJh , создав музыку именуемую сейчас во всем мире словом техно. В России в этом стиле играют петербургские DJh Лена Попова, Слон, Косинус, Демидов, московские DJh Кубиков, Fish , Spider , Ухо и др.

По материалам: Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар//Философские науки. – 2003. №4, №5


Ccылки
стили панк-рока, термины панка, история панка, Nazi punk? Fuck off! панки и говно, слэм / рубилово, punk&diy.
История панк-рока
"Анархия" Это по - панковски?
Приятно-читающаяся познавательная статья 13-летней давности про ненавидимую мною "Гражданскую Оборону" и всем с нею связанным



Hosted by uCoz